ГИДРОГРАФИЧЕСКИЕ ЭКСПЕДИЦИИ

Гидрографическая экспедиция Байкальского озера Ф. К. Дриженко 1895–1903 гг.

Экспедиция Гидрографической службы Тихоокеанского флота 1979–1987 гг.
Гидрографическая экспедиция Байкальского озера под руководством Ф. К. Дриженко (1895–1903 гг.)
Перед строительством Байкальской паромной железнодорожной переправы возникла необходимость в подробных гидрографических исследованиях озера. Предстояло составить морские навигационные карты, лоции, построить маяки и метеорологические станции. Для решения этих задач были приглашены специалисты Морского министерства. В 1895 году была создана Гидрографическая экспедиция Байкальского озера, которая в 1896 году начала рекогносцировочные работы. Её возглавил подполковник Корпуса флотских штурманов Федор Кириллович Дриженко. В состав экспедиции входили офицеры (начальник экспедиции, его помощники, врач), нижние чины и около 60 вольнонаёмных рабочих, базой служило село Лиственничное. Для выполнения конкретных работ организовывалось от 3 до 5 партий. Экспедицию обслуживал морской винтовой пароход «Иннокентий», безвозмездно предоставленный купцом А. Я. Немчиновым, а также гребные суда.
Федор Кириллович Дриженко
Федор Кириллович Дриженко — бессменный руководитель экспедиции с 1987 по 1902 годы. Фотоснимок из личной коллекции Л. Г. Колотило.
Экспедиция Дриженко
«Иннокентий» стал первым научно-исследовательским судном на Байкале. На пароходе были установлены приборы для проведения гидрографических исследований, а в одном помещений была организована фотолаборатория.
Работы проводились в летние сезоны 1897–1902 годов, причём в 1902 году исследовалась река Верхняя Ангара и волок от Верхней Ангары до Бодайбо. Полевой сезон начинался в апреле и заканчивался в сентябре-октябре. В Петербурге, в Гидрографическом управлении, находившемся в здании Адмиралтейства, моряки занимались обработкой полученных материалов и готовились к новой кампании.

Военные моряки на Байкале (Ф. К. Дриженко в центре). Изображение: ИОКМ
Экспедиция Ф. К. Дриженко на Байкале. Изображение: ИОКМ
Работы велись в крайне суровых климатических условиях Байкала — частые штормы, холод, сильные ветры и туманы. Серьезной помехой был дым от таежных пожаров. Съёмка западного побережья представляла исключительную сложность из-за крутых и обрывистых берегов. На восточной стороне, в дельте Селенги, заболоченную равнину с массой проток приходилось преодолевать вброд, объезжать на шлюпке и даже пользоваться ходулями. Зимой 1898–1899 гг. по поручению Морского министерства участник экспедиции лейтенант
А. С. Боткин провёл исследования льда озера.

Гидрографическая экспедиция Байкальского озера до сих пор остается самой крупной и длительной на Байкале. Военные гидрографы создали ту базу, на которой основаны все научные исследования и судоходство Байкала. За шесть полевых сезонов было снято 3900 верст побережья, пройдено шлюпочным и судовым промером более 9 тысяч верст, измерено 274 тысяч глубин. Были составлены морские навигационные карты и атлас озера Байкал, лоция озера Байкал с описанием физико-географических условий плавания, атлас Верхней Ангары, атлас волока до Бодайбо, построены маяки и метеорологические станции.
Первые опыты ночного плавания по Байкалу убедили Дриженко в необходимости постройки хотя бы небольшого числа маяков простейшей конструкции. 29 июня 1899 года на мысе Голоустном был зажжён первый байкальский маячный огонь. Каждый маяк состоял из 15–20-метровой пирамиды с маячной будкой на ней. Смотрители также являлись наблюдателями метеорологических станций, находящихся при маяках.
Дагарский маяк («Лоция и физико-географический очерк озера Байкал», 1908 г.)
Маяк и метеостанция на мысе Кобылья голова
Маяк в в дельте реки Селенга
Всего экспедицией Ф. К. Дриженко было установлено 10 маяков:

Маяк на мысе Голоустном;
Маяк в бухте Песчаной (труднодоступный мыс Большая Колокольня высотой почти 100 м);
Маяк на мысе Кобылья голова (в Ольхонских Воротах);
Маяк в поселке Харауз, в дельте реки Селенга;
Маяк Ушканий – на Большом Ушканьем острове;
Маяк Горячинский – на мысе Тонком;
Маяк Туркинский – на горе Туркинской;
Маяки Душкачанский и Дагарский – при устьях рек Кичеры и Верхней Ангары;
Маяк Котельниковский – на мысе Котельниковском или Горячем.
Экспедиция Ф. К. Дриженко фактически обосновала и обеспечила безопасное движение судов Байкальской переправы. Результаты работ показали, что озеро является превосходным водным путем для организации сообщений между его берегами, а паромная железнодорожная переправа будет удобной связующей частью Транссибирской магистрали. Во время изысканий были выявлены и исследованы участки для сооружения пристаней. Местом расположения последней станции Средне-Сибирской железной дороги был избран мыс Баранчик (Баранчук).

Байкальская переправа. Порт Байкал
Ледокол и доки на пристани Байкал, начало ХХ века
На противоположном восточном берегу бухту Мысовую посчитали достаточно удобной для организации ответного порта переправы. Она казалась закрытой от ветров, имела удобное для судоходства дно: шестиметровая глубина отходила от берега на расстояние 400–500 м. Там издавна располагались многие частные пристани.

Байкальская переправа, Мысовая
Предполагалось, что «с окончанием постройки железной дороги вокруг южной оконечности озера, паром будет перевозить не только составы, но и грузы по всему озеру, в частности, на быстро развивающиеся Александровский и Николаевский золотые прииски на севере Байкала». Проект водно-железнодорожного сообщения с юга на север (от северной оконечности Байкала в золотоносный район Бодайбо на реке Витим) вызвал серьезные научные дискуссии, однако поддержан не был.

Байкальская переправа. Ледокол «Байкал»
Лоция Байкала — одно из самых первых навигационных пособий в мире, иллюстрированное фотографиями (работы Ф. К. Дриженко)
Деятельность гидрографической экспедиции получила известность и в России, и за рубежом. В 1900 году работы и коллекции Ф. К. Дриженко экспонировались на Всемирной выставке в Париже и получили золотую медаль.

Труды экспедиции были использованы при составлении справочника «Путеводитель по Великой Сибирской железной дороге», выпущенного Министерством путей сообщения в 1900 году. Раздел о Байкале иллюстрирован фотографиями Ф. К. Дриженко.

В 1902 году был издан Атлас озера Байкал.

Обобщающим трудом экспедиции Ф. К. Дриженко стала «Лоция и физико-географический очерк озера Байкал» (1908 г.).

Экспедиция Гидрографической службы Тихоокеанского флота (ГС ТОФ) 1979–1987 гг.
Долгое время «Лоция» и «Атлас» Гидрографической экспедиции Байкальского озера являлись основными пособиями для судовождения по Байкалу. В 70-е годы ХХ столетия, в связи с дальнейшим освоением озера, назрела необходимость создания современных навигационных карт и лоции. Для этого потребовалось провести новые исследования с применением высокоточных методов и средств гидрографии. Такие исследования были выполнены в 1979–1987 годах комплексным экспедиционным отрядом, выделенным из 1-й Тихоокеанской океанографической экспедиции (г. Находка) под руководством капитана I ранга Виктора Владимировича Туровцева.

Главной базой экспедиции был избран порт Танхой. К тому времени на его территории сохранились остатки портовых сооружений Байкальской переправы — три причала и несколько пустующих зданий, пригодных для размещения личного состава. В исследованиях участвовали гидрографический, геодезический и радионавигационный отряды. В общей сложности в экспедиции приняли участие несколько сотен офицеров, мичманов, матросов срочной службы и рабочих.

Байкальская переправа. Порт Танхой
Станция и порт Танхой в начале ХХ века (источник: ЦГАКФФД СПб). В здании станции в 1979–1985 гг. жили матросы Тихоокеанской гидрографической экспедиции.
Для проведения работ на Байкале требовались суда водоизмещением 700 т, использовавшиеся гидрографической службой ВМФ на других морях. Однако доставить такие корабли на озеро Байкал не представлялось возможным. Водная система Карское море — Енисей — Ангара — Байкал, по которой в конце XIX — начале XX столетия перебросили на Ангару и Байкал ряд морских судов, была разорвана в связи со строительством гидроэлектростанций. Современная Транссибирская магистраль не могла обеспечить перевозки крупногабаритных и тяжеловесных грузов (в начале XX века во время Русско-японской войны подводные лодки перебрасывались на Дальний Восток при помощи Байкальской переправы на пароме-ледоколе). Со стороны Тихого океана препятствием были тоннели в районе Читы, а со стороны европейской части страны — перевал через Байкальский хребет (между Иркутском и Слюдянкой). Таким образом, в новой гидрографической экспедиции советским морякам пришлось обходиться катерами.

Экспедиция Гидрографической службы Тихоокеанского флота (ГС ТОФ) 1979–1987 гг. Источник: Л. Г. Колотило «Военные моряки Байкала», СПб, 2004

За семилетний период (1979–1986 гг.) в короткие сезонные сроки военные гидрографы выполнили уникальные работы по физико-географическим исследованиям озера и его описанию. Было проведено 76 644 линейных километров промера, получены крупномасштабные планы основных портов и ряда важных в навигационном отношении бухт, заливов и устьев рек. Вместо существовавших на старых картах пяти отличительных глубин выявлено 394 новых подводных объекта и навигационных опасностей.
В 1983 году Л. Г. Колотило и А. И. Сулимов открыли максимальную глубину Байкала — 1642 м, ныне нанесённую на все карты озера. По результатам работы экспедиции была издана новая лоция озера Байкал (Лоция озера Байкал. Адмиралтейский № 1007. Спб.: ГУНиO, 1993.) Её авторы — участники экспедиции: С. В. Графов, Л. Г. Колотило
и А. Е. Поташко.
Леонид Григорьевич Колотило

Советский и российский географ, исследователь озера Байкал, действительный член Русского географического общества (1984), кандидат географических наук (1999), капитан 3-го ранга (1989), член Учёного совета Русского географического общества (2005), докторант СПбГУ (2001). Автор более 100 научных трудов.

В качестве эксперта Леонид Григорьевич принял активное участие в подготовке документального фильма и сайта-музея «Байкальская переправа».
Л. Г. Колотило
Литература

Колотило Л. Г., Андриенко В. Г. Трансбайкальский перекрёсток: проблемы транспортных путей и железнодорожной паромной переправы через озеро Байкал на рубеже XIX–XX вв. — Спб.: «Наука», 2005 на сайте Президентской библиотеки им. Б. Н. Ельцина.

Колотило Л. Г. Военные моряки Байкала: проблемы исторической реконструкции деятельности военных моряков российского флота по физико-географическому изучению и освоению озера Байкал в XVIII–XX вв. — Спб.: «Наука», 2004 на сайте Президентской библиотеки им. Б. Н. Ельцина.

Третьяков В. Г., Касьянов А. И., Комаров Г. П. под общ. ред. Третьякова В. Г. Байкальская паромная железнодорожная переправа: К 100-летию строительства и эксплуатации. — Иркутск, изд. ИрГУ, 2000. «Энциклопедия нашего транспорта» (ЭНТ).