Русский государственный деятель из княжеского рода Хилковых, потомок Рюрика в 29 колене, действительный тайный советник, министр путей сообщения Российской империи. Воспитание получил в Пажеском корпусе в Санкт-Петербурге, служил в Лейб-гвардии Егерском полку. Путешествовал по Америке (1857-1859). В 1859 году поступил на службу в Министерство иностранных дел. В 1861 году вернулся в родовое имение Синёво‐Дуброво, где был мировым посредником по Бежецкому уезду в связи с отменой крепостного права. В 1864–1869 годах работал на железных дорогах Америки и Аргентины, в 1870 году – в Англии. Около 10 лет работал на российских железных дорогах, участвовал в Русско-турецкой войне (1877-1878), постройке Закаспийской военной железной дороги (1880–1882,1885–1892). По приглашению болгарского правительства возглавлял Министерство путей сообщений, торговли и земледелия Болгарии (1882–1885). До 1895 года возглавлял ряд российских железных дорог. В 1895 году назначен министром путей сообщения России. После отставки в октябре 1905 года продолжал активную деятельность в качестве члена Государственного совета, почетного профессора Института инженеров путей сообщения, действительного члена Географического общества, Императорского Русского технического общества, Российского автомобильного общества, председателя Общества Красного Креста.
Россия – самое большое государство современного мира. Этот исключительный статус страна с достоинством несет на протяжении нескольких последних столетий. Географический масштаб отразился на многих аспектах русской национальной культуры и, в первую очередь, на системе государственного управления. Для обеспечения устойчивого развития и защиты от внешних угроз Россия всегда должна иметь эффективные государственные институты, сильную армию и хорошо образованный и беззаветно преданный интересам народа управленческий аппарат. В русском обществе всегда ценились истинные патриоты, связавшие свою жизнь с судьбой отечества. Примером такой жизни и такого служения стал Министр путей сообщения Российской империи князь Михаил Иванович Хилков.
6 [18] декабря 1834, Тверская губерния — 8 марта 1909, Санкт-Петербург.
Этому человеку мы обязаны за построенный Транссиб и Байкальскую железнодорожную паромную переправу. За десять лет его руководства протяженность транспортной сети страны удвоилась. Ежегодно 2,500 км. железных и 500 км. автомобильных дорог вводилось в эксплуатацию в царской России. Князь М. И. Хилков возглавил имперское ведомство в 1895 году, в самом начале строительства Транссибирской магистрали. При нем были введены в строй все основные линии дороги, при нем же Транссиб превратился в непрерывный трансконтинентальный транспортный путь. По утверждению министра финансов Сергея Юльевича Витте, в то время в России не было человека, имевшего столь же бесценный опыт строительства железных дорог в разных странах и в разных климатических условиях.

Судьба Михаила Ивановича наполнена невероятными приключениями. Скорее всего, действительную и полную историю жизни этого человека узнать не представляется возможным. На протяжении нескольких лет его жизнь протекала вдалеке от России. Эти годы – белое пятно в его биографии, и на них лежит печать преднамеренной и продуманной тайны.

Официальная биография М. И. Хилкова в Российской государственной библиотеке.
Первое путешествие в Америку
М. И. Хилков получил прекрасное домашнее образование. Он свободно владел французским, английским, немецким, итальянским и японским языками. Наставником Михаила был Эдуард Романович Циммерман – писатель и путешественник. Под его опекой молодой князь постигал премудрости наук и позже осуществил свою первую поездку за океан. Окончив престижный Пажеский корпус и отслужив в Лейб-гвардии, в 1857 году Хилков вместе с Циммерманом отправляются в США. В Северной Америке молодые люди проводят два года, изучая работу промышленных центров западного побережья и Канады.
Города Соединенных Штатов во времена первого путешествия князя М. И. Хилкова. Источник: Library of Congress.
Белый дом (Вашингтон),
фотография 1857 года.
Источник: Library of Congress.

В Вашингтоне князь М. И. Хилков встретился с президентом Соединённых Штатов Джеймсом Бьюкененом.
Рекомендательное письмо президента Соединенных Штатов Джеймса Бьюкенена князю М. И. Хилкову в переводе.
Путешественников особенно интересовало устройство американских железных дорог. Эдуард Циммерман так описывает их маршрут к Великим озерам: "В первый раз пришлось нам ехать по железной дороге только что начинающейся, и мы на опыте узнали, как они здесь возникают. Это тем более интересовало нас, что таким образом стала понятнее возможность распространения и быстрого развития железных дорог в Соединенных Штатах."
Карта Great Central Railway Line, охватывающая область между Нью-Йорком и Сент-Луисом, 1854. Источник: Library of Congress.
Филадельфия 1858 г. Источник: Library of Congress.
Плимут, 1860 г. Источник: Library of Congress.
Передвигаясь по железным дорогам и на речных пароходах, русские путешественники посетили Нью-Йорк, Филадельфию, Ричмонд, Чарльстон, Бостон, Чикаго, Буффало, Детройт, Монреаль. В 1859 году Хилков и Циммерман возвращаются в Россию.
Второе путешествие в Америку
Вторая половина XIX столетия – время масштабной промышленной революции. Идя в ногу с прогрессом, Россия активно строит железные дороги. Многие ровесники Михаила Ивановича оканчивают Институт инженеров путей сообщения в Петербурге, а затем разъезжаются по стране, строя первые железнодорожные линии. Тем удивительней то обстоятельство, что при интересе Хилкова к железным дорогам, после возвращения из США он избирает иной путь. Для молодого князя была уготована другая судьба и другое служение. После пяти лет пребывания в своем родовом имении, Хилков отправляется в новую продолжительную поездку за океан.
1864 год. На паровозостроительный завод в Филадельфии поступает молодой рабочий Джон Мэджилл (John Magill). Под этим именем в течение долгих шести лет будет скрываться представитель древнего русского рода, потомок Рюриковичей, князь Михаил Иванович Хилков.
Паровозостроительный завод Болдуина в Филадельфии.
В ту пору в Америке строится Первая Трансконтинентальная железная дорога, и одновременно разворачиваются события Гражданской войны между Севером и Югом.
В период Гражданской войны в США 1861-1865 годов (American Civil War) впервые железные дороги сыграли важную роль для двух конфликтующих сторон, которые использовали железнодорожный транспорт для доставки оружия, продовольствия, боеприпасов, а также для передвижения войск. Изображение: Железная дорога на севере Вирджинии во время Гражданской войны (Library of Congress).
Американцы не только перебрасывают войска и вооружения по существующим дорогам, но активно строят новые линии. Эта работа осуществляется по ускоренной технологической схеме, что в условиях военного времени давало весомое преимущество. Изображение: Работы по восстановлению железнодорожного полотна во время Гражданской войны (Library of Congress).
Удивительно, что размер колеи железнодорожного полотна у Южан и Северян был различным. На севере – 1435 мм, на Юге – 1520 мм. После окончания войны ушло 70 лет на перевод национальной сети железных дорог на единую колею (1435 мм). Изображение: Мортира на железнодорожной платформе, Питерсберг, Вирджиния, 1864 г. (Library of Congress).
Декретом президента Северных штатов Америки Авраама Линкольна от 11 февраля 1862 года все железные дороги (их общая протяженность составляла около 50 000 км) на время войны были изъяты из ведения частных обществ и перешли в полное ведение военных властей. Изображение: Мортира на железнодорожной платформе, Питерсберг, Вирджиния, 1864 г. (Library of Congress).
Мортира на железнодорожной платформе, Питерсберг, Вирджиния, 1864 г. Источник: Library of Congress.
Крушение на железной дороге Loudoun & Hampshire Railroad, 1863 г. Источник: Library of Congress.
Мост на Orange & Alexandria Railroad, (1861–1865). Источник: Library of Congress.
Работы по восстановлению железнодорожного полотна во время Гражданской войны, Теннесси, 1863 г. Источник: Library of Congress.
Паровоз «Э. М. Стэнтон», Александрия, июль 1864 г. Источник: Library of Congress.
О годах пребывания князя Хилкова за океаном известно крайне мало. Даже официальная биография Михаила Ивановича, тиражируемая русской прессой, содержит неверные даты. Противоречивые публикации западных СМИ еще больше запутывают реальную картину. Отрывочные сведения о жизни князя Хилкова в Северной и Южной Америках можно найти в американских газетах периода его третьего посещения США в 1896 году. Достоверно известно, что с 1866 года Джон Мэджилл работает в Аргентине, где у миссис Мэджилл (Анны Николаевны Хилковой) рождаются сын и дочь. Записи о рождении детей Хилковых сохранились в книге регистрации Евангельской Методистской церкви города Росарио.
Аргентина, город Росарио, провинция Санта-Фе.
У Джона стремительная карьера: простой рабочий, кочегар, машинист и, наконец, – начальник службы подвижного состава и тяги. Мэджилл осуществил свою американскую мечту. Талант и энергия позволяют ему рассчитывать на дальнейший успех и процветание, но он снова меняет свою судьбу – переезжает в Англию и устраивается слесарем на паровозостроительный завод в Ливерпуле. Неизвестно, что послужило причиной столь неожиданного возвращения в Европу, но интересен тот факт, что в год отъезда Хилковых (1869) Южную Америку и США посещает Эдуард Романович Циммерман – его старинный друг и наставник.


Михаилу Ивановичу Хилкову довелось побывать на американском континенте и в третий раз. В должности министра путей сообщения Российской империи он совершил продолжительное путешествие по Соединенным штатам 1896 году. В поездке князя сопровождал сын Михаил.
Карта путешествия князя М. И. Хилкова по Америке в 1896 году. Источник: "Trip of Prince Michel Hilkoff Imperial Minister of ways and communication of Russia", New York, 1896.
Американская пресса о Хилкове
Грандиозное полотно
И. Е. Репина «Торжественное заседание Государственного Совета 7 мая 1901 года» (1903 г.), созданное к столетнему юбилею Государственного Совета (Государственный Русский музей, Санкт-Петербург). В дальнем ряду четвертым слева изображён князь Михаил Иванович Хилков.
В 1870 году будущий министр возвращается в Россию, где полученные за время странствий знания находят свое применение. На протяжении последующих 35 лет он непосредственно причастен к самым сложным и ответственным военно-политическим предприятиям государства.

1877-1878 годы. М. И. Хилков принимает участие в Русско-турецкой войне в качестве уполномоченного Российского общества Красного Креста при санитарном поезде. В этой войне Россия впервые использует железнодорожные войска, которые применяют «американский метод строительства железных дорог в военное время». Это способ укладки рельсов по упрощенным техническим условиям, хорошо зарекомендовавший себя во время гражданской войны Севера и Юга.
Железные дороги в Русско-турецкой войне 1877-1878 гг. (Иллюстрированная хроника войны 1877-1878. Том 1).
Носилки, изобретенные М. И. Хилковым по образцу распространенного в то время на острове Куба экипажа. Использовались для доставки раненых с поля боя к перевязочным пунктам и далее до станций железной дороги. (Иллюстрированная хроника войны 1877-1878. Том 1).
Русско-турецкая война 1877-1878 гг. Санитарный поезд.
Русско-турецкая война 1877-1878 гг. Солдаты и офицеры Лейб-гвардии Московского полка на биваке.
1880 год. Ахалтекинский поход в Среднюю Азию генерала Скобелева. Князь М. И. Хилков командирован в составе первого резервного железнодорожного батальона на строительство Закаспийской военной железной дороги. Участвует в постройке первого участка от Михайловского поста (Узун-Ада) до Кизил-Арвата протяженностью 232 км. Дорога прокладывается в зыбучих песках, через безводную пустыню в условиях боевых действий. При её постройке также применен ускоренный «американский» способ укладки пути. После вступления её в строй Хилков исполняет обязанности начальника службы тяги, а позднее – управляющего Закаспийской железной дороги.

1885 год. После работы в Болгарии М. И. Хилков вновь возвращается на Закаспийскую железную дорогу. В течение семи лет (1885–1892 годы) работает заведующим механической частью дороги, заместителем начальника строительства, а затем управляющим.
Карта Закаспийской области и Закаспийской военной железной дороги (СПб. Картографическое заведение А. Ильина, 1891).
Закаспийская военная железная дорога. (Журнал «Нива» Т. 34 1886).
Строительство Закаспийской военной железной дороги. (Illustration for Journal Des Voyages, 26 December 1886).
Закаспийская военная железная дорога, порт Узун-Ада. (Le Tour du monde, 1887-01). Источник: Bibliotheque nationale de France.
Строительство Закаспийской военной железной дороги. (Le Tour du monde, 1887-01). Источник: Bibliotheque nationale de France.
Строительство Закаспийской военной железной дороги. (Le Tour du monde, 1887-01). Источник: Bibliotheque nationale de France.
В последующие годы правительство доверяло князю М. И. Хилкову управление многими железными дорогами империи. С 4 января 1895 года — министр путей сообщения Российской империи.
Михаилу Ивановичу Хилкову принадлежит инициатива создания Центрального музея железнодорожного транспорта. В 1896 году, в ознаменование 100-летнего юбилея со дня рождения Николая I, министр путей сообщения предложил в качестве памятника императору создать в Санкт-Петербурге Музей ведомства путей сообщения. 6 декабря 1902 года состоялось его освящение и открытие. В музей были направлены экспонаты железнодорожного и водного отделов России Всемирной выставки в Париже 1900 года. Как отмечалось в журнале «Вестник путей сообщения» за 1901 год, среди прибывших с выставки экспонатов «особого внимания заслуживают следующие предметы: модель «Плезир яхты» императора Петра I, панорама Сибирской железной дороги (доктора Пясецкого), модели ледокола «Байкал», мостов через реки Волхов и Енисей».
2 (15) июня 1901 года в присутствии министра путей сообщения М. И. Хилкова было заложено здание музея на принадлежащей ведомству путей сообщения казенной земле (Юсупов сад). Изображение: Иллюстрированное приложение к газете «Новое время» 1901 г.
В 1987 году он стал Центральным музеем железнодорожного транспорта МПС (ЦМЖТ), а после ликвидации в 2004 году Министерства путей сообщения получил статус государственного музея.
Центральный музей железнодорожного транспорта Российской Федерации – один из старейших научно-технических музеев в мире.
РАЗВИТИЕ АВТОТРАНСПОРТА
Неизмеримы заслуги М. И. Хилкова в развитии автомобильной отрасли России. Её история началась 11 сентября 1896 года, когда вышло постановление министра путей сообщения «О порядке и условиях перевозки тяжестей и пассажиров по шоссе ведомства путей сообщения в самодвижущихся экипажах». Князь Хилков был активным сторонником автомобилизации страны и предрекал новому виду транспорта большое будущее. В возрасте 60 лет Михаил Иванович научился ездить на автомобиле, а в 67 лет организовал пробег по Военно-Грузинской дороге через Кавказский хребет и сам принял в нем участие. Автопробег Владикавказ – Тифлис стартовал в сентябре 1901 года. За рулем одной из трех машин (французской «Де Дион Бутон») был сам Михаил Иванович Хилков.
«Де Дион Бутон». В 1907 году автомобиль этой фирмы участвовал в знаменитой гонке «Пекин–Париж»
Автомобильному путешествию князя Хилкова обязан своим рождением известный курорт Гагры. В 1899 году совместно с принцем Александром Петровичем Ольденбургским (членом Императорского Дома Романовых) он отправился в Черноморскую губернию с целью изучения возможностей прокладки железной дороги вдоль моря. По дороге из Новороссийска в Сухуми путешественники остановились в Гаграх – запустевшем уголке побережья, где сохранился лишь древний храм и развалины крепости. Восхищённый красотой и уникальными климатическими условиями бухты, принц Ольденбургский задумал превратить её в «русскую Ниццу» – популярное место отдыха аристократии. В феврале 1901 года указом императора Николая II на создание курорта была отпущена земля, и началось строительство: проведено электрическое освещение, водопровод, телеграф, построены водолечебница, особняки, гостиница и ресторан. В горы была проложена дорога, а город украсил парк с экзотических растениями и животными, привезенными из разных стран мира. Открытие климатической станции состоялось 9 января 1903 года. Этот день считается датой основания Гагринского климатического курорта – первого в истории России крупного курортного проекта на Черноморском побережье.
Для запуска автомобильного движения вдоль Черноморского побережья М. И. Хилков посетил Испанию, где изучал, как в горных районах использовались первые автомобили. В 1902 году он участвовал в испытаниях первого отечественного троллейбуса фирмы Фрезе в Санкт-Петербурге. В этом же году был представлен проект организации междугороднего троллейбусного движения по Черноморскому шоссе.
Князь М. И. Хилков, 1902 год.
В 1903 году министр М. И. Хилков «предпринял поездку на автомобиле с целью выяснения пригодности автомобиля для устройства сообщения по Черноморскому береговому шоссе». В автопробег он пригласил основателя отечественного автомобилестроения Петра Александровича Фрезе и пионера российского автомобилизма, участника автогонок, члена Императорского Автомобильного Общества барона Николая Карловича фон Мекка. Все пять машин успешно преодолели маршрут Новороссийск–Сухуми, что доказало возможность развития автомобильного сообщения на этом продолжительном (около 600 верст) и сложном участке.
Новороссийское шоссе. Начало XX века.
Старое Краснополянское шоссе через ущелье Ахцу построено в конце XIX века на месте узкой вьючной тропы по проекту горного инженера В. К. Константинова. Скальный балкон был высечен на огромной высоте над пропастью вдоль реки Мзымта. Один из участков именовался в народе «Пронеси, Господи!».
Сухум. Иллюстрированное приложение к Новое время 1901, № 8927.
В 1898 году специальной государственной комиссией было принято решение о развитии поселка Красная Поляна – его расширении по типу городской застройки, организации императорского заказника. В докладе министра путей сообщения князя М. И. Хилкова 19 марта 1899 года «Об устройстве проездных дорог на Кавказском побережье Черного моря» говорилось о строительстве «более широкой и удобной, чем имеющаяся ныне, дороги от Черноморского побережья до Красной Поляны». В 1899 году началась прокладка дороги в Красную Поляну со стороны Сочи, а в 1901 году – строительство царского охотничьего дома.
Спустя век Черноморское побережье и Красную Поляну связала совмещённая скоростная автомобильная и железнодорожная магистраль. Построенная к XXII Олимпийским зимним играм в Сочи дорога «Адлер – Альпика-Сервис» длиной 48,2 километра – крупнейший инфраструктурный проект ОАО «Российские железные дороги». При её строительстве возведено множество железнодорожных и автодорожных мостов, общая протяженность 12 тоннельных переходов составляет 27 км.
ТРАНССИБ И БАЙКАЛЬСКАЯ ПЕРЕПРАВА
С 1895 года Транссиб становится для Хилкова главным делом всей его долгой и героической жизни. Усилия князя и его коллег брошены на реализацию самого масштабного транспортного проекта России. Еще на этапе изыскательских работ Комитетом Сибирской дороги было принято решение постройки на Байкале паромной железнодорожной переправы. Это проект министр курировал лично.
Байкальская паромная железнодорожная переправа. Ледоколы «Байкал» и «Ангара». Начало XX века.
Вершиной инженерного и управленческого гения Хилкова стала Русско-японская война 1904–1905 годов, которая явила собой своеобразный момент истины. К большому удивлению Японии, железная дорога не только была построена, но и смогла обеспечить России саму возможность вести боевые действия на Дальнем Востоке. В ту пору самым сложным местом на Транссибе оставался байкальский участок.

Министр путей сообщения прибыл из Петербурга спустя сутки после начала войны. Как писала английская «Таймс»: «Князь Хилков является для Японии более опасным противником, чем военный министр Куропаткин. Он знает что делать, а самое главное – как делать. Если и есть человек в России, способный более чем кто-либо другой помочь своей стране избежать военной катастрофы, то это именно князь Хилков…».

Критическая ситуация зимы 1904 года заставила министра искать решения, которые могли бы максимально увеличить пропускную способность Байкальской переправы. Наряду с уже работающим гужевым транзитом, железнодорожники в лютый мороз проложили по льду озера рельсовый путь для перекатки вагонов от станции Байкал до станции Танхой. Вагоны пустили на конной тяге.
Русско-японская война, зима 1904 года. Перекатка вагонов от станции Байкал до станции Танхой по рельсовому пути, проложенному по льду озера. Источник: ЦГАКФФД СПб.
«Князь-машинист» – как называли министра Хилкова, намекая на его прошлую работу на американских железных дорогах, – почти весь 1904 год провел на Байкале. На переправе 70-летний Михаил Иванович лично управлял всей сложной организацией переброски грузов и войск.
Исследование биографии выдающегося государственного деятеля князя Михаила Ивановича Хилкова заставляет задуматься о роли личности в истории. Ему удалось прожить чрезвычайно деятельную и яркую жизнь. Хилков был представителем той части русской аристократии, которая стремилась изменить, улучшить, осовременить жизнь в родном отечестве. Являясь человеком либеральных воззрений, князь не мыслил своей судьбы вне России и без России. Весь свой опыт, знания и усердие он направил на служение родине. Отмечая важную роль Хилкова во многих государственных делах, невольно задаёшься вопросом: а смогла бы Россия, не будь Хилкова, столь успешно реализовать проект Транссиба? Смогла бы построить Байкальскую переправу? Смогла бы отстоять свои интересы в войне с Японией? Конечно, смогла. Но эти победы были бы лишены той изящности, дерзости и инновационного размаха, которые привнес в них Михаил Иванович.
Министр путей сообщения князь М. И. Хилков с группой служащих у здания министерства. Источник: ЦГАКФФД СПб.
Ежегодно в России отмечается День железно­дорожника – профессиональный праздник, учрежденный М. И. Хилковым в 1896 году.
Мемориальная доска на доме № 13 (Сапёрный переулок, Санкт-Петербург), где М. И. Хилков провел два последних года жизни (доходный дом С. Ф. Англареса). Квартира на первом этаже не сохранилась.
Памятник М. И. Хилкову у вокзала станции Слюдянка Восточно-Сибирской железной дороги, установленный в 2005 году. Это единственный в мире вокзал, построенный из белого и розового мрамора. Он был открыт в 1904 году как памятник, венчающий грандиозный труд строителей и завершающий сооружение уникальной Кругобайкальской железной дороги.
Памятник «Создателям российских железных дорог» в Москве у Казанского вокзала, установленный в 2013 году. В скульптурном ансамбле статуя князя Михаила Ивановича Хилкова расположена среди фигур знаменитых деятелей железнодорожной отрасли России XIX века.