Начало ХХ века было ознаменовано крупнейшим событием – Всемирной выставкой в Париже. Ее называли праздником прогресса и цивилизации. Впервые 35 государств устроили свои национальные павильоны. В каждом было сосредоточено все, что характеризует страну и отличает её от других, собраны лучшие достижения в области науки, техники и искусства.
Аттракцион Grand Globe Céleste – один из главных символов Всемирной выставки 1900 года. Источник: Library of Congress.
Светский характер социальных отношений в обществе, развитие образования и науки, интенсивный культурный обмен между европейскими странами способствовали росту прогресса и укреплению гуманистических идеалов. Мировые выставки стали предметом особой гордости государств-участников. Здесь демонстрировали успехи в промышленности, народных промыслах и искусствах. Фабриканты и купцы заключали контракты, а многочисленные обыватели открывали для себя неведомую прежде жизнь соседних государств, наций и многочисленных народностей.
Знаменитая Эйфелева башня была построена специально к предыдущей Всемирной выставке в 1889 году.
Источник: Library of Congress.
Идея провести Всемирную выставку, посвященную итогам столетия, была высказана еще в 1893 г. в Париже. Франция к тому времени имела большой опыт воплощения в жизнь таких грандиозных проектов: вторая (1855 г.), четвертая (1867 г.), седьмая (1878 г.) и восьмая (1889 г.) всемирные выставки состоялись в Париже.
Иллюминация Эйфелевой башни на Всемирной выставке. В 1900 году для ее освещения вместо газовых фонарей впервые применены электрические лампы. Источник: Library of Congress.
Всемирная выставка 1900 года. Строящийся аттракцион Grand Globe Céleste. Источник: Library of Congress.
Всемирная выставка 1900 года. Le Chateau d'eau and plaza, with Palace of Electricity. Источник: Library of Congress.
Всемирная выставка 1900 года. Огромное колесо обозрения диаметром 93 м. Источник: Library of Congress.
Всемирная выставка 1900 года. Электрическая железная дорога.
План Всемирной выставки 1900 года.
План Всемирной выставки 1900 года. Источник: Журнал Нива, т. 64 1900, № 27-52
Выставка продолжалась с 15 апреля по 12 ноября 1900 года и пользовалась колоссальным успехом. За семь месяцев её посетило свыше 50 миллионов человек. Специально к этому мероприятию было сооружено большое количество объектов: новые мосты, площади, вокзалы (Орсе, Лионский), Большой и Малый дворцы. Летом 1900 года открылась первая линия парижского метро, во время выставки работала троллейбусная сеть и электрическая железная дорога. Частью выставки в Париже стали Вторые Олимпийские игры, проходившие с мая по октябрь.

Движущийся тротуар – прообраз современного траволатора. Тротуар длиной 3.5 км проходил по всей выставке. Он имел 9 станций, состоял из одной фиксированной и двух подвижных платформ, двигавшихся с разной скоростью. Источник: Brooklyn Museum.
В состав международного жюри были включены русские специалисты: Д. И. Менделеев (председатель группы химического производства), металлург Д. К. Чернов, художники И. Е. Репин и А. И. Бенуа по отделу искусства, профессор горного и электротехнического институтов М. А. Шателен, профессор Московского земледельческого института В. Р. Вильяме, химик Д. П. Коновалов, профессор горного института Н. С. Курнаков, географ П. П. Семенов-Тян-Шанский (председатель по группе колонизации).

Всемирная выставка 1900 года. Дворец Трокадеро. Справа просматриваются башни архитектурного ансамбля Павильона Русских Окраин. Источник: Library of Congress.

В выставке приняли участие около 2,5 тысяч российских производителей. Из восемнадцати тематических отделов (дворцов) Россия не участвовала лишь в одном – отделе колонизации. Благодаря особым дружественным отношениям с Францией, России была выделена самая большая экспозиционная площадь — 24 000 м². Кроме собственных отделов в общих выставочных павильонах, для российской экспозиции были возведены и отдельные здания. Главным среди них был расположенный у дворца Трокадеро Павильон Русских Окраин, выстроенный в стиле Московского Кремля. Здесь экспонировались всевозможные материалы о так называемых окраинах империи – землях с большим потенциалом развития в наступающем ХХ веке.

Павильон Русских Окраин, выстроенный по проекту Р. Ф. Мельцера. Каскадный фонтан у Дворца Трокадеро
был подсвечен разноцветными огнями.
Со Всемирной выставкой связана история знаменитого русского сувенира. Многие думают, что матрёшка существовала с незапамятных времен. На самом деле, она появилась незадолго до выставки и в 1900 году демонстрировалась впервые. В конце XIX столетия в России, с ростом национального самосознания, укрепился интерес к русской истории и культуре, возрождались народные промыслы, началось формирование новой ветви изящных искусств, получившее название «русский стиль». Это движение оказало большое влияние на национальную культуру, а детская игрушка – матрёшка, которая появилась на волне этих поисков, стала одним из символов России.
Произошло это после Всемирной выставки в Париже, где матрешку увидел весь просвещенный мир. После успешного дебюта началось массовое производство новой русской игрушки.
В отличие от большинства национальных павильонов, конструкции которых состояли из деревянного каркаса, Павильон Русских Окраин был выполнен из кирпича. Фасады башен и корпусов были побелены под светлый кирпич, отделаны штукатуркой под камень, украшены цветной майоликой, изразцами по фризам и разнообразными рельефными деталями. Кровли состояли из разноцветной глазурованной черепицы и окрашенных в разные цвета штампованных железных листов. Разнообразной была и внутренняя отделка: сводчатый потолок приемного зала был покрыт позолотой и цветным орнаментом, интерьер зала украшали изразцовые печи и цветные витражи. Монументальные панно в стиле модерн представляли темы из жизни Кавказа, Средней Азии, Сибири и Крайнего Севера. Они были созданы знаменитым русским импрессионистом Константином Коровиным.

Константин Алексеевич Коровин. Тайга у Байкала. Декоративное панно для Всемирной выставки в Париже 1900 г. Местонахождение: Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Константин Алексеевич Коровин. Декоративное панно для Всемирной выставки в Париже 1900 г. Местонахождение: Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
Портрет Константина Коровина работы Валентина Серова, 1891 г. (из коллекции И. А. Морозова).
В этом проекте художник выступил и как архитектор (здание Кустарного отдела), и как автор экспозиции. Им было написано 31 полотно с видами Архангельска, Мурманска, Новой Земли, тундры, изображения тайги у Байкала, добычи золота и пушного зверя. Работы Константина Коровина были высоко оценены европейской критикой и отмечены множеством наград, включая орден Почетного легиона, пожалованный художнику Правительством Франции. После закрытия выставки коллекция панно стала экспонатом Русского музея императора Александра III (Государственный Русский музей в Санкт-Петербурге), где хранится и поныне. В 2011 году 23 отреставрированных панно впервые за 110 лет были представлены на выставке, посвященной 150-летию художника.

Всемирная выставка 1900 года. Павильон Русских Окраин.
Французские журналисты прозвали русский павильон «Сибирским дворцом», так как в значительной степени он был посвящен освоению Сибири и строительству Транссибирской магистрали. Здесь были представлены коллекции карт, виды дороги, рельефные макеты различных сооружений, модели кораблей Байкальской паромной железнодорожной переправы – ледоколов «Байкал» и «Ангара».
VI группа русского отдела в Павильоне Русских Окраин, 1900 г. В центре – макет моста через Енисей, слева – макет ледокола «Ангара». Источник: Центральный музей железнодорожного транспорта РФ, г. Санкт-Петербург.
Модель парома-ледокола «Байкал», экспонировавшуюся на Всемирной выставке, в настоящее время можно увидеть в Центральном музее железнодорожного транспорта в Санкт-Петербурге (ЦМ ЖДТ). Аналогичная модель ледокола «Байкал» хранится в коллекции музея Открытий в Ньюкасл-апон-Тайне (Newcastle's Discovery Museum).

Модель ледокола «Ангара» находится в Байкальском Музее Иркутского научного центра Сибирского отделения Российской академии наук (БМ ИНЦ СО РАН) в поселке Листвянка. По всей видимости, эти модели были изготовлены во время строительства ледоколов Байкальской переправы британской фирмой «Sir W G Armstrong Whitworth & Co Ltd».

Модель парома-ледокола «Байкал» в выставочном зале Центрального музея железнодорожного транспорта РФ (г. Санкт-Петербург).
Гран-при и Большой золотой медали «за архитектурное совершенство и великолепное техническое исполнение» был удостоен железнодорожный мост через Енисей (Красноярский мост), построенный под руководством инженера Евгения Карловича Кнорре по проекту профессора Л. Д. Проскурякова.

Красноярский железнодорожный мост через Енисей, рубеж XIX и XX веков. Был первым в России и вторым в Европе по величине пролётов — 145 м. Пролётные строения отличались легкостью и высокой прочностью.

Макет моста через Енисей в выставочном зале Центрального музея железнодорожного транспорта РФ (г. Санкт-Петербург). Макет моста длиной 9 метров, а также макет деревянного кессона были изготовлены в мастерских Е.К.Кнорре. В 1900 г. экспонировался на Всемирной выставке в Париже.
Енисейский мост на выставке 1900 г. (фрагмент издания «Россия на Всемирной выставке в Париже в 1900 г.», Санкт-Петербург, И. Шустов, 1900).
Золотой медалью были отмечены работы Гидрографической экспедиции Байкальского озера Ф. К. Дриженко.

Большой серебряной медали был удостоен иллюстрированный справочник «Путеводитель по Великой Сибирской железной дороге» на русском и английском языках, изданный Министерством путей сообщения в 1900 году. Издание содержало описание строительства магистрали и приводило подробный список городов и поселений, расположенных вдоль железной дороги. Оно включало множество изображений, карты Сибири и планы больших городов. Раздел, посвященный Байкалу, иллюстрирован фотографиями Ф. К. Дриженко.

Гран-при получили Комитет Сибирской железной дороги и Министерство путей сообщения за выдающийся проект строительства Транссибирской магистрали и работу по исследованию Сибири и Дальнего Востока.
Особое место в Павильоне Русских Окраин занимала панорама художника Павла Пясецкого. Она представляла собой акварельные изображения Великого Сибирского пути на полотне длиной почти 900 метров. Панорама получила золотую медаль, а сам художник награжден орденом Почетного легиона.










© Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург, 2016.


Одним из ярких украшений Русского павильона было пасхальное яйцо «Сибирский поезд», исполненное фирмой Карла Фаберже. Оно увековечивало память важнейшего успеха последних царей: строительства железной дороги, соединившей европейскую и азиатскую часть страны. Ювелирное яйцо было создано в 1900 году для императора Николая II и подарено на Пасху его супруге, императрице Александре Фёдоровне. На Всемирной выставке 1900 года Карл Фаберже получил Гран-при и орден Почётного легиона, а также звание «Мастера Парижской Гильдии Ювелиров».
В настоящее время пасхальное яйцо «Сибирский поезд» экспонируется в Оружейной палате Московского Кремля.
Пасхальное яйцо увенчано двуглавым орлом с императорской короной и покоится на спинах трех грифонов с мечом и щитом в лапах (элементы родового герба династии Романовых). На серебряной поверхности выгравирована карта России с изображением Транссибирской магистрали и надпись «Великий Сибирский Железный Путь к 1900 году». Участки пути, которые ещё не были построены, отмечены пунктиром. Внутри спрятана миниатюрная модель сибирского поезда. Он имеет длину 398 мм и состоит из паровоза и пяти вагонов и приводится в движение при помощи механизма длиной 2 см, размещённого в локомотиве. Завершается состав вагоном-церковью. Паровоз исполнен из платины, вагоны – из золота, а окна – из хрусталя. Рубиновый фонарь и алмазные фары при движении поезда создавали полное впечатление настоящего света. Надписи на вагонах («Прямое сибирское сообщение», «Для дам», «Для курящих», «Для некурящих», «Церковь», «1-го класса», «2-го класса», «24 места», «18 мест») можно рассмотреть только через увеличительное стекло.
Всего по итогам выставки российская экспозиция получила 1 589 наград: 212 Гран-при, 370 золотых медалей, 436 серебряных, 347 бронзовых и 224 почетных отзыва.
Экспозиция железнодорожной техники России. Париж, 1900 г. Источник: архив Центрального музея железнодорожного транспорта РФ, г. Санкт-Петербург.

И. Шустов «Россия на Всемирной выставке в Париже в 1900 г.» в Российской государственной библиотеке.

М.А. Орлов «Всемирная парижская выставка 1900 года в иллюстрациях и описаниях», 1900 в Российской государственной библиотеке.

Коллекция документальных хроникальных кадров Всемирной выставки в Париже 1900 г.
Всемирная выставка в Париже 1900 г. (Журнал «Нива», 1900).