Locally grown grape is cheap and very juicy
Историко-мемориальный комплекс «Байкальская переправа» расположен на территории старинного порта. Здесь, на берегу Байкала, в самом начале XX века для паромной железнодорожной переправы был возведен большой причальный комплекс.

Поселок Танхой возник в начале ХХ века благодаря прокладке Транссибирской магистрали. До прихода железной дороги это был глухой таежный край, раскинувшийся между отрогами горной гряды Хамар-Дабана и берегом Байкала. С весны 1901 года здесь развернулось большое строительство, и образовалось 5 небольших посёлков.
Посёлок Танхой расположен на южном побережье озера. Байкальский берег в этой местности изгибается и образует излучину, отчего и произошло название поселка Танхой, что по-бурятски означает «излучина, изгиб».

В начале XX века при станции Танхой и пристани образовалось 5 поселков: Теребиловка (возле пристани), Безголовка (возле речки Безголовка), Танхой (поселок при станции), Осиновка (возле речки Осиновка), Шахтёрка (на каменноугольных копях князя Андронникова).
Судьба Танхоя круто изменилась после решения Управления по сооружению Сибирской железной дороги построить здесь порт Байкальской паромной железнодорожной переправы. Пристань в Мысовой оказалась непригодной для зимней навигации ледоколов, что заставило найти более удобное и близкое к противоположному берегу место для постройки нового порта.
Порт включал в себя комплекс сооружений паромной железнодорожной переправы: летнюю и зимнюю пристани, здание вокзала, казармы, контору переправы, вспомогательные постройки различного назначения. Электростанция позволяла освещать всю территорию и поддерживала огни створных маяков.

Изображение: Порт Танхой, 1904 г. Из архива музея истории ВСЖД.

Вокзал ст. Танхой, вид с восточной стороны. Открытка начала XX века.
Пристань Танхой. Источник: ЦГАКФФД СПб.
Паром-ледокол «Байкал» у пристани Танхой. Открытка начала XX века.
Во время строительства магистрали и порта росло население Танхоя: в доках, мастерских по ремонту вагонов, на пристани, в складах и на железнодорожном пути работало 300 рабочих, а на Танхойских угольных копях трудилось более 400 угледобытчиков.
Шахтёрка – один из посёлков при станции Танхой (каменноугольные копи князя Андронникова).
В годы Русско-японской войны 1904–1905 годов Байкальская переправа приобрела стратегическое значение, обеспечивая переброску на фронт воинских частей, вооружения, обмундирования и продовольствия.
В 1904 году впервые в истории железнодорожной отрасли России в портах Байкал и Танхой были установлены станции беспроводного телеграфа.
Порт Танхой в годы Русско-японской войны. Источник: ЦГАКФФД СПб.
Порт Танхой (из альбома «Поездка министра путей сообщения 5 апреля – 18 июня 1904 г.»).
Порт Танхой в годы Русско-японской войны. Источник: ЦГАКФФД СПб.
Порт Танхой.
Порт Танхой в годы Русско-японской войны. Источник: ЦГАКФФД СПб.
В 1905 году Комитет Красного Креста установил в п. Танхой лазарет. Это был лазаретный барак особого типа, состоящий из готовых деревянных частей, изготовленных в Дании и предназначавшийся для быстрого сооружения лечебных учреждений во время войн и эпидемий. По распоряжению императрицы Марии Фёдоровны лазарет морем был доставлен в Ревель (Таллин) и далее по железной дороге – в Петербург. 23 ноября 1905 года он был отправлен в Сибирь в специальном поезде. После посещения лазарета министр путей сообщения М. И. Хилков распорядился заменить небезопасное ацетиленовое освещение электрическим от железнодорожной станции Танхой. Сегодня на месте лазарета располагается современное здание танхойской школы.
В период работы Байкальской переправы в Танхое побывали многие известные люди: великие князья Кирилл Владимирович и Борис Владимирович, главнокомандующий Маньчжурской армией генерал Алексей Николаевич Куропаткин, русский врач Евгений Сергеевич Боткин, известный русский писатель Викентий Викентьевич Вересаев, русский живописец Василий Васильевич Верещагин, русский военачальник Пётр Николаевич Врангель, русский военно-морской деятель Степан Осипович Макаров, русский писатель и журналист Василий Иванович Немирович-Данченко, испанский инфант Хаиме де Бурбон, Князь Александр Александрович Щербатов, фотожурналист Виктор Карлович Булла, русский художник и фоторепортёр Владимир Амосович Табурин и другие.
Несмотря на почтительный возраст, в Танхое сохранилось несколько исторических сооружений, которые позволяют увидеть уровень развития инженерной мысли начала XX века и демонстрируют яркий стиль русской промышленной архитектуры. В первую очередь, это здание водозабора на берегу озера, где сохранилась паровая машина для подачи воды. У перрона современного вокзала можно увидеть две водонапорные башни, которые предназначались для заправки паровозов водой. 19-метровая западная башня была построена первой и осуществляла забор воды из реки Осиновка. Восточная башня появилась в 1911 – 1916 годах в период строительства второго пути. Забор воды для неё осуществлялся из Байкала.
Водонапорные башни
Также в Танхое сохранились несколько старинных зданий: типовой жилой дом постройки 1902 года, здание кондукторских и паровозных бригад, где в 1906 году расположилось железнодорожное училище, таможенные здания, амбулатория 1905 года постройки.

В 30-е годы порт был реконструирован и работал до 60-х годов минувшего века. Большое значение он имел в годы Великой отечественной войны, являясь крупной перевалочной базой грузов лесной промышленности и рыболовства для обеспечения фронта и тыла.

В 1941–1943 годах в Танхое базировалось эвакуированное из Крыма Севастопольское Военно-морское училище береговой обороны им. ЛКСМ Украины. Занятия проводились в местной школе. 1 августа 1943 года был произведен выпуск офицеров.

До 80-х годов ХХ века порт еще работал. У выпускников танхойской школы было традицией отправляться в Листвянку на теплоходе «Комсомолец».

В 1979–1986 годах Танхойский порт был местом базирования экспедиции Гидрографической службы Тихоокеанского флота. Военные гидрографы установили геодезический знак на фундамент исторического маяка в порту Танхой.
Средняя школа в Танхое – одно из старейших ведомственных образовательных заведений. В статусе железнодорожного училища она начала работу в 1906 году. В настоящее время школа-интернат №21 ОАО «РЖД» – одна из лучших в стране. На её базе создана международная образовательная площадка и проводится ряд международных проектов. Особую известность танхойской школе-интернату принесла Байкальская международная экологическая школа (Baikal International School), признанная лучшим образовательным экологическим проектом России.
В 1969 году Байкальский заповедник открыл свою центральную усадьбу в Танхое. Заповедник успешно реализует программы познавательного и экологического туризма, сохраняет культурное и историческое наследие Байкала.