О ПРОЕКТЕ В ТАНХОЕ
Все началось с решения Байкальского заповедника построить новое, современное здание туристического визит-центра в непосредственной близости от Транссиба и федеральной трассы Москва – Владивосток на территории давно бездействующего порта Танхой. На месте некогда крупного транспортного узла остались лишь фрагменты плохо сохранившихся построек и свалка мусора – место разрухи и экологического бедствия.

Лясота И. В.
Заместитель директора Байкальского заповедника по экологическому просвещению и познавательному туризму
Здесь знали о Байкальской переправе: о том, что железнодорожное сообщение на Транссибе в начале века осуществлялось при помощи парома. Старожилы помнили то время, когда порт принимал корабли и грузы со всего Байкала, а посёлок рядом с пристанью называли портом, как и в прежние времена. Вернуть жизнь в порт Танхой, привлечь гостей из Бурятии и Иркутской области, путешественников из России и зарубежных стран стало целью Байкальского заповедника.

Володченков Н.Н.
Сотрудник отдела экологического просвещения Байкальского заповедника.
Байкальская переправа постоянно напоминала о себе. С прибоем на берегу оказывались детали старинных вагонов, подковы, железнодорожные пломбы с надписями «Маньчжурия, КВЖД». Переправа словно просила людей обратить на себя внимание, совершить усилие и вспомнить то время, когда на Байкальском берегу был осуществлен масштабный, удивляющий своей сложностью и дерзостью транспортный проект. Так родилась идея создания мемориальной экспозиции о Байкальской паромной железнодорожной переправе. Мы собрали вокруг этого благородного замысла неравнодушных и увлеченных людей, которые, находясь в разных городах России, всем сердцем и душой поддержали проект и приняли деятельное участие в его реализации. Всего за один год был осуществлен его первый этап.

Сутула В.И.
Директор Байкальского заповедника.
Сто лет безвременья практически полностью уничтожили и сам порт, и всю его железнодорожную и морскую инфраструктуры. От некогда большого грузового терминала остались лишь фрагменты причальных стенок. Для размещения экспозиции было принято решение воссоздать по историческим чертежам одно из станционных зданий. Проект помогли подготовить сотрудники музея Истории ВСЖД. Здание было возведено заповедником осенью 2016 года, а накануне ОАО «РЖД» были проведены работы на береговой части пирса: восстановлен фрагмент железнодорожного полотна и на нем установлены два товарных вагона образца начала минувшего века. С этих исторических вагонов и началась история обновленной Байкальской переправы.

Кирилов О.В.
Заместитель директора Байкальского заповедника по развитию.
Разработку экспозиции, производство документального фильма, постройку исторической реконструкции (макета) порта Танхой взяла на себя киностудия «Атлас медиа». Для сбора исторических свидетельств, документов, фотографий, карт, схем и чертежей были проведены экспедиции в Санкт-Петербург, Иркутск, Новосибирск, Москву и сам Танхой. Ведущие архивы и музеи России поддержали проект и предоставили материалы, связанные с событиями на Транссибе и Байкале в конце XIX – начале XX веков. Консультантами в этом проекте стали ученые РАН, историки, военные, географы и краеведы. Благодаря всемерной поддержке и участию всех этих людей, удалось создать экспозицию и снять документальный фильм. Его показ в кинозале визит-центра «Байкал заповедный» является важной частью экскурсионной программы. После просмотра фильма гости знакомятся с экспонатами под открытым небом и в здании мемориала.

Чумак М.М.
Кинорежиссер, директор киностудии «Атлас медиа».