Байкальская переправа
в объективе Виктора Буллы

Ежегодно 12 июля в мире отмечается День фотографа. В этот день следует вспомнить Виктора Буллу, благодаря которому сохранились ценные фотодокументы о Байкальской паромной железнодорожной и ледовой переправе. Он вошел в историю как один из первых военных фотокорреспондентов ХХ века.

Фотография возникла в 1830-х годах как эксперимент закрепления светового образа на чувствительной к свету поверхности. Одним из наиболее востребованных жанров светописи суждено было стать хроникально-документальной съёмке. В конце XIX столетия в России стала зарождаться фотожурналистика, а к началу XX века фотография стала важнейшей частью издательского дела.

Иллюстрированный журнал «Нива» одним из первых в русской журналистике начал печатать фоторепортажи с театра военных действий во время Русско-японской войны 1904–1905 годов.
Она вошла в историю как подробно запротоколированная кампания. В свою очередь, именно война стимулировала развитие фотохроники.
Редакция журнала «Нива» направила на фронт нескольких корреспондентов, в числе которых был молодой фотограф Виктор Булла. В феврале 1904 года он выехал на Дальний Восток в составе Сибирской резервной бригады.

Илл. журнал «Летопись войны с Японией»
№ 27


Фотография окружала Виктора с самого детства. Со своим старшим братом Александром он много времени проводил в фотолаборатории отца – известного петербургского фотографа Карла Буллы.
С целью обучения искусству фотопортретиста он отправил сыновей в Германию. Виктор быстро освоил ремесло, но, в отличие от Александра, его интересовала репортажная съемка.

«Меня очень мало привлекала и даже тяготила съёмка под стеклянной крышей павильона. Меня интересовала жизнь, её события во всем их разнообразии. Видя, что из меня получится плохой мастер павильонной работы, отец решил отправить меня, девятнадцатилетнего юношу, фотокорреспондентом на Дальний Восток, где в то время разразилась Русско-японская война», — вспоминал Виктор.

К началу войны Транссиб был практически построен, незаконченным оставался участок рельсового пути вокруг Байкала. Движение поездов через озеро обеспечивала паромная железнодорожная переправа. Она была единственным связующим звеном магистрали и определяла ее пропускную способность. Зимой 1904-1905 годов, когда озеро сковал прочный лед, переброску войск и вооружений приходилось проводить гужевым способом. Для перекатки вагонов и паровозов от станции Байкал до станции Танхой по льду озера был проложен рельсовый путь.
Виктор Булла стал единственным фотографом, в полной мере задокументировавшим работу Байкальской паромной железнодорожной и ледовой переправы в период Русско-японской войны. Среди его работ есть изображения русских солдат, разгружающих вагоны на станции Байкал, сцены движения воинских эшелонов по льду озера, переправа в санях, перекатка вагонов на конной тяге, пристань Танхой, ледоколы «Байкал» и «Ангара».

С дистанции минувших лет для нас очевидна особая роль Байкальской переправы при строительстве Транссиба и в годы войны. Тем более удивительно, что молодой петербургский репортер смог понять и раскрыть эти смыслы в далеком 1904. Особенное внимание Виктора к этому важному стратегическому объекту дало возможность историкам более подробно изучить события тех лет. Живые и динамичные фотографии, в мельчайших деталях отражающие работу переправы через Байкал, позволяют представить подлинный масштаб этого грандиозного проекта.

Множество фотоснимков было сделано Виктором на театре военных действий. Его фронтовые репортажи помещались в большинстве газет и журналов России, а также часто попадали на страницы зарубежных изданий. В бою на Далинском перевале Виктор впервые забыл про свой аппарат и стал выполнять роль «брата милосердия». Он был награждён серебряной медалью «За храбрость» для ношения на груди на Георгиевской ленте «за самоотверженную работу по выносу раненых во время боя». В Петербург Виктор Булла вернулся в 1906 году с большой коллекцией отснятого материала.

Байкальская переправа прекратила свое существование в 1918 году. Сегодня от некогда мощных сооружений остались лишь деревянные фрагменты, которые с каждым годом все больше разрушает прибой. Но благодаря фотографиям Виктора Буллы мы можем увидеть прошлое, и героическая история этого места оживает перед нашими глазами.

Никита Чумак
Фотографии Виктора Карловича Буллы предоставлены Центральным государственным архивом кинофотодокументов (ЦГАКФФД СПб) для историко-мемориального комплекса «Байкальская переправа».